О Николае Викторовиче Менчинском

О Николае Викторовиче Менчинском Без рубрики

В этом году школе № 18, которая носит имя своего первого директора, исполняется 85 лет

Свой юбилей образовательное учреждение встречает на новом витке своего развития. В здании ведется капитальный ремонт по государственной программе Московской области «Образование Подмосковья». Задача – создать современные условия для обучения, сохранив при этом лучшие традиции, заложенные Николаем Викторовичем Менчинским.

16 сентября 1937 года новая школа № 18 открыла свои двери для первых учеников. Директором был назначен Николай Викторович Менчинский, который совсем недавно, в апреле 1937 года, приехал в Павловский Посад. Ему тогда было 37 лет, и 18 из них он был учителем.

Начало

Николай Викторович родился 16 декабря 1900 года в городе Златоусте. Его отец был служащим акцизного ведомства, а мама – учительницей музыки. По окончании школы в 1917 году Николай был зачислен в Донской политехнический институт на горный факультет, где проучился год. Продолжить образование решил ближе к родному дому, в Томском технологическом институте. Время было тяжелое: шла Гражданская война, институт закрыли, но жажда знаний привела Николая Викторовича в 1919 году в Государственный Дальневосточный университет на историко-филологический факультет. Одновременно с учебой он начал преподавать математику в гимназии им. М.В. Сибирцевой.

С 1927 по 1931 год Николай Викторович работал директором техникума во Владивостоке. В своей педагогической деятельности он всегда следовал идеям таких педагогов-новаторов того времени, как С.Т. Шацкий, В.Н. Сороко-Росинский. В 1932 году по направлению Наркомата просвещения его назначают заместителем директора по учебной части в опытной педагогической станции «Комсомольская отрада», а в 1934 году – директором опытной станции «Ясная Поляна».

Тяга к поиску и эксперименту выделяла молодого руководителя-педагога, поэтому его, несмотря на отсутствие партийного билета и непролетарское происхождение, назначают директором школы-новостройки в Павловском Посаде, что очень было удивительно в 1937 году – году чистки партийных рядов.

Новая школа

Три опорные идеи закладывал директор в работу педагогического коллектива:

1) связь школы с жизнью страны;

2) школа – это храм науки. Создание атмосферы высокого интеллектуализма, высокой культуры;

3) самодеятельность детского коллектива, влияние общественного мнения на учение, труд, игру, спорт и другие виды деятельности в школе.

Претворить в жизнь эти идеи Николаю Викторовичу удавалось с помощью педагогического коллектива, который понимал важность и пользу поставленных задач.

Быть хорошим руководителем школы Н.В. Менчинскому помогала его высокая образованность, культура общения с людьми, творчество, уважительное отношение к педагогам, родителям, ученикам и всем, кто имел отношение к школе.

Любовь к детям – главная черта Николая Викторовича. Принимая в школу учителей, директор говорил, что творчеству, умению работать на уроке можно научиться, но любви к детям научиться нельзя. Педагог, не любящий детей, не сможет работать в школе. Любовь к детям он видел в способности учителя понимать ребёнка, открывать в нём желание учиться, развивать желание постигать новое. Сам он всегда уважительно относился ко всем школьникам и особенно к тем, кто по каким-то причинам не обладал достаточно навыками хорошего поведения. Обращаясь к старшеклассникам на «вы», он давал одним только словом такой заряд провинившемуся, что ученик запоминал это слово, как награду. Впоследствии ученику такое отношение директора давало силы работать над собой, чтобы не подводить в дальнейшем ни себя, ни других.

Успехи в работе педагогического коллектива Николай Викторович связывал, прежде всего, с тем, что в учебном и воспитательном процессе всегда присутствовали поиск, творчество, использование в работе всего нового, передового в педагогике. Уже в 1950 году Институт теории и истории педагогики Академии педагогических наук РСФСР избрал школу № 18 своей экспериментальной базой. В школе создавались условия для опытной проверки пособия для учителей под названием «Азбука нравственного воспитания». Работа педагогического коллектива была связана с созданием пособия под редакцией И.С. Марьенко «Примерное содержание воспитания школьников». Николай Викторович широко внедрял сотрудничество школы с Институтом общих проблем воспитания АПН СССР. 

Отношения Николая Викторовича Менчинского с педагогами строились на взаимном уважении. В каждом учителе он замечал положительные качества и всякий раз, когда это было можно, говорил об этой черте учителям вслух.

Похвала не портила, а, наоборот, рождала желание лучше трудиться. Вот несколько примеров высказываний директора о учителях: «Галина Ивановна Бурцева – прекрасный математик!», «Валентина Дмитриевна Абрамова – учитель высшего класса!», «Валентина Васильевна Кувалдина. Без неё не представляю школу», «Кумир старшеклассников! Ну, что вы, никто так не понимает детей, как она! Нина Александровна? Это же талант» (о Н.А. Милосердовой), «Вера Алексеевна Худова отличается элегантностью и благородством». И так о каждом учителе. Обязательная похвала учителю – это не только функция администрации школы. Это традиция. Так считал Н.В. Менчинский.

Бывали в отношениях с учителями и конфликты, но Николай Викторович выходил из этих ситуаций своеобразно. Спустя несколько часов или на другой день он искал встречи с «обиженными», просил прощение за резкость, хотя это можно было назвать не резкостью, а требовательностью. Педагоги, конечно, прощали, и конфликт разрешался педагогически верно. Все члены коллектива знали, что директор был требователен ко всем и в первую очередь к себе. Это его качество ценили и школьники, и их родители.

Директор школы умело руководил учебным процессом, ставил перед учителями сложные задачи: так строить учебный процесс, чтобы он вызывал общие яркие переживания, был источником знаний, опыта самостоятельной и коллективной работы на уроке, правильных взаимоотношений педагога и ученика, способствовал воспитанию учащихся.

Николай Викторович любил спрашивать выходивших из класса учеников, что нового они узнали, чем занимались, интересно было им или нет, какие оценки получили и т.д. В беседах со школьниками он интересовался, что они читают, какую библиотеку посещают, чем занимаются в свободное время, с кем дружат, как общаются с родителями. Поощрял тех учеников, которые посещали кружки, секции, школьные праздники и соревнования.

В школе были хоровые коллективы, вокально-инструментальные ансамбли, духовой оркестр, танцевальные коллективы, самодеятельные театры. Была хорошая библиотека, здание для которой было выстроено по его плану. Также к школе были сделаны две пристройки для спортивных залов, еще одна – в два этажа – для кабинетов физики и химии, школьного музея. Он всё и всегда создавал для детей и учителей. Все приемы его работы используются и сегодня.

Школьный музей

Николай Викторович мечтал создать музей, где школьники могли бы узнать биографию школы, в которой они учатся. Работа музея должна быть направлена на сохранение традиций школьного коллектива и воспитание патриотов своей страны. Так определял Николай Викторович назначение школьного музея. Свою мечту он осуществил уже в 1951 году, и главным помощником ему была комсомольская организация школы. В одной из классных комнат на первом этаже школы были представлены оформленные краеведческие материалы «В родном городе и о школе № 18», «Первые учителя и первые выпускники», «Юннаты и их деятельность в школьном саду и огороде».

С годами биография школы уже не умещалась в одной комнате, поэтому было принято решение перевести музей в другие помещения. Так музей переехал сначала в освободившуюся квартиру, где до этого жили учителя, а затем в два зала пристройки к школе.

Сейчас, когда в школе ведется капитальный ремонт по государственной программе Московской области «Образование Подмосковья», материалы и экспонаты музей бережно сохраняются.

43 года руководил школой Николай Викторович Менчинский. Он был отличником Народного просвещения, Заслуженным учителем РСФСР, удостоен звания «Почетный гражданин города Павловский Посад», награждён двумя орденами Трудового Красного Знамени, медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», «За участие в обороне Москвы», «В память 800-летия Москвы», «За трудовое отличие» и другими наградами.медалью им. К.Д. Ушинского, медалями ВДНХ «За успехи в социалистическом хозяйстве», Почетным знаком Юлиуса Фучика. Его идеи и дела, мы уверены, найдут отражение в жизни обновленной школы, которая с гордостью продолжит носить имя Н.В. Менчинского.

По материалам Татьяны Левкиной, учитель истории, руководитель школьного музея «История школы»

Елена Шахиджанова

Добавить комментарий

Ваше мнение важно для жителей Павловского Посада!