Бабушка из Павловского Посада

Бабушка из Павловского Посада Без рубрики

В наше время, наверное, никто и не вспомнит актрису, сыгравшую роль матери Павки Корчагина в фильме «Как закалялась сталь», колхозницы Петуховой в фильме «Сельский врач» или бабушки Веры из «Молодой гвардии». Однако историки кино высоко ценили актерское мастерство Елены Ануфриевой, бабушки из Павловского Посада.

Начало

Елена Ивановна Ануфриева родилась в Павловском Посаде 19 мая 1881 г. Ее родители: «Владимирской губернии, Покровского уезда, деревни Малой Дубны крестьянин Иван Николаевич Онуфриев и его законная жена Татьяна Кирилловна православного вероисповедания». Восприемники: «Павлово-Посадский мещанин Кирилл Герасимович Акимов и дочь девица Мария Кирилловна».  Всего в семье было 4 сына и 2 дочери.

Елена окончила начальную приходскую школу, а в 1909 г. поступила в Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества в Москве по классу «Драматическое искусство» (В 1922 г. училище реорганизовано в ГИТИС). Обучение было платным и составляло 150 рублей в год. В 1912 г. Ануфриева сдала выпускные экзамены на «отлично».

Елена Ануфриева много играла в любительских театрах и до поступления в училище. Среди актрис-любительниц отличалась обаянием и профессионализмом, участвовала в творческих встречах и благотворительных спектаклях.

За игру в спектаклях в пользу Комитета по оказанию пособий больным и раненым воинам действующей армии и флота на Дальнем Востоке  в 1907 г. была награждена медалью Красного Креста.

К сведению

Медаль Красного Креста «В память Русско-японской войны» учреждена Николаем II в январе 1906 года. Награждались врачи, санитары, сестры милосердия, служащие в лазарете и т.д., вне зависимости от пола. Также награждались лица, внесшие значительные денежные и вещевые пожертвования на нужды Красного Креста.

 

Семья Ануфриевых была очень дружной, все домочадцы обязательно собирались вместе на Дмитровскую, писали друг другу письма, в которых передаются теплые отношения. Рождество, Масленица, Пасха, именины… Поводов для встреч хватало. В большом доме обязательно пекли пироги, с которыми пили чай у самовара, в саду играли в кегли, пели любимые песни.

В семье был любительский фотоаппарат, который запечатлел приятные минуты досуга и донес до нас реальную жизнь того времени.

Кружок любителей театра

Интересно, что за 10-20 лет конца XIX и начала XX века резко переменились взгляды и отношения между людьми, отношение к вещам, к понятию ценность. На рубеже веков открывались новые школы, училища, частные гимназии и курсы. Все чаще девушки, окончившие гимназию, продолжали образование как на родине, так и за границей. Молодежь стремилась к независимости.

Кружки любителей драматического искусства были созданы практически на всех фабриках и в учебных заведениях нашего города. Сохранились афиши, например: «9 ноября 1908 года в пользу библиотеки Павловского Общественного собрания  любителями драматического искусства были исполнены два спектакля «На бойком месте» А.Н. Островского и «Омосквичился» И. Барышева (Мясницкаго). Актеры, участвующие в спектакле: Е.И. Ануфриева, В.Н. Нефедова, Н.Н. Прокофьев,  Н.Ф. Колчин, И.В. Болдин, И.Г. Куделин и другие».

Таланты и поклонники

Елена Ивановна много играла не только в нашем городе. Подтверждением этому служат многочисленные письменные благодарности от Александровского коммерческого училища в Москве, Торговой школы Императора Александра III и т.д. В Российском государственном архиве литературы и искусства имеются следующие данные о Ануфриевой Е.И.: «Фамилия – Ануфриева, по сцене фамилия – Снежинская. Амплуа –драма и характерные роли. Репертуар: «Власть тьмы» Л.Н. Толстого (роль Анисьи); «Торговый дом» И.Д. Сургучева (роль Дуни); «Измена» (роль Рунаи); «На двор во флигель» (роль Дуни); «Огни Ивановой ночи» (роль Мрикки)…

Поклонников у Елены Ивановны было много: И.И. Гэльман, М. Соколиков, Д.Г. Куделин, В. Всеклица, Н. Рыгменский и т.д.

Однако, несмотря на внимание со стороны мужчин, Елена Ивановна замуж не вышла. Может быть, она любила кого-то безответно, а может никто так и не воспламенил ее сердца. Остается только гадать, но Ануфриева (Снежинская) полностью посвятила себя сцене.

При новой власти

Семье Ануфриевых пришлось очень тяжело в годы революции: дом в Павловском Посаде по улице Крапоткина отобрали, Татьяну Кирилловну (маму Елены Ивановны) и Марию Ивановну (родную сестру Елены Ивановны) выселили в подвальный этаж в плохо отапливаемую комнату. Большая часть имущества была вывезена и продана.

Сама Елена Ивановна в это время жила в Москве, однако с работой не клеилось: на «Мосфильм» из-за происхождения не брали. А годы брали свое, молодость уходила… Поэтому приглашения начали поступать только на роли бабушек. Так ее и прозвали  на киностудии – «бабушка из Павловского Посада».

В эвакуации

Во время войны «Мосфильм» эвакуировали в Алма-Ату, уехала туда и Елена Ивановна. Сохранилась ее переписка с братом Василием, из которой становится известно, что она серьезно заболела – сломала ногу, перелом оказался сложным. «Плохо слушаются ноги, два раза уже упала», – написала Елена. За нее переживают сестра и брат, пытаются ей всячески помочь: поддержать словом, послать денег. И с нетерпением ждут ее возвращения домой.

Из письма брата: «…твоя организация не возвращается пока, а индивидуальное возвращение сложно. Очень жаль за тебя и Маруську (она страстно ждет тебя) и так хотелось бы быть всем в одном месте и чтоб окончились бы твои мотания по чужим краям в потрепанной холодной одежке и проживания в неуютных общежитиях, если мы здесь жалуемся на тяжесть жизни. То как же тебе там приходится…»

После возвращения из эвакуации Елена Ивановна снялась в эпизодах нескольких картин.

Умерла Елена Ивановна Ануфриева в 50-х годах, похоронена на городском кладбище     Павловском Посаде вместе с отцом и сестрой.

Послесловие

Известный краевед и поэт Виктор Ситнов писал: «Каждый приходящий в этот мир человек, с его личной и социальной судьбой, имеет право на историческую память человечества». Он верил, что люди смогут спасти и постараются «оживить и озвучить» драгоценные странички памяти о наших полузабытых предках и предшественниках, передавших нам эстафету жизни.

В данном случае я благодарна семье Шумариных, которая сохранила архив семьи Ануфриевых и позволила опубликовать. Огромное спасибо.

А закончить историю Елены Ивановны Ануфриевой хочется на оптимистичной нотке. У актрисы был поклонник, который на каждый день ее именин на протяжении нескольких лет писал ей поздравления в стихах. Дата послания всегда одна и та же – 21 мая (именины Елены и Константина по старому стилю).

Последнее  письмо датировано 21 мая 1922 года, т.е. 100 лет назад.

Снова былое пред памятью носится,

В сердце волнуя уставшую кровь,

В душу опять пробиваются, просятся

Вера, Надежда и с ними – Любовь.

Снова мне слышится: звуки призывные

К счастью и радости присуще зовут.

Образы прошлого, яркого, дивного,

Словно жемчужные тучи, плывут.

Мне вспоминаются дни пережитые

Прошлых: и близких, и давних годов.

Вновь выплывают нередко забытые

Образы чудные юности снов.

Детство счастливое, юность беспечная

Мужества полные годы и дни,

Точно красивою цепью бесконечною

Пятятся в прошлом они.

Точно клубок пред тобой развивается

С рядом узорных забытых картин,

И как недавнее в них вспоминается

Переживанья Твоих именин.

Автор Елена ДМИТРИЕВА

 

P.S. Автор благодарит всех, кто помогал в создании данного материала: семью Шумариных, а также Тамару Антоновну Постигову и Ирину Александровну Соколову и сотрудников архива Павловского Посада за оказанную помощь.

Добавить комментарий

Ваше мнение важно для жителей Павловского Посада!